Пятница, 29.03.2024, 16:44
Приветствую Вас Гость | RSS
★MANIFEST★

Саксофо́н (от Sax — фамилия изобретателя и греч. φωνή — «звук», фр. saxophone, итал. sassofono, нем. Saxophon) — духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготавливался из дерева[1]. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

История инструмента и его роль в музыке

Классическая музыка

Первый саксофон был создан Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон, принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившегося к нововведениям в музыке. Это сочинение — Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (например, бас-кларнет). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Строение саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.

Трости альтового (слева) и тенорового саксофонов

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Семейство саксофонов

Разновидность саксофона       Строй               Транспозиция
Саксофон-сопранино         Es (ми-бемоль)   Малая терция вверх
Саксофон-сопрано             B (си-бемоль)    Большая секунда вниз
Альтовый саксофон            Es (ми-бемоль)   Большая секста вниз
Теноровый саксофон          B (си-бемоль)     Большая нона вниз
Баритоновый саксофон       Es (ми-бемоль)   Большая терцдецима вниз
Басовый саксофон              B (си-бемоль)    Большая секунда через две октавы вниз
Контрабасовый саксофон    Es (ми-бемоль)   Большая секста через две октавы вниз

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру[2].

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

Игорь Бутман — современный российский джазовый саксофонист;
Георгий Гаранян — джазовый саксофонист;
Товмас Геворкян
Алексей Козлов — советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал».
Давид Голощёкин — выдающийся петербургский джазовый музыкант;
Декстер Гордон — один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
Дэвид Джексон — выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
Ховард Джонсон — исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
Джон Колтрейн — один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
Орнетт Коулман — американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
Сергей Летов — саксофонист, импровизатор;
Жан Мари Лондейкс (Лонде) — французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
Майкл Брекер — американский джазовый саксофонист (тенор), композитор. Один из наиболее ярких представителей современного джаза, величайший саксофонист последней четверти двадцатого века;
Джерри Маллиген — американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
Брэнфорд Марсалис — американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
Лев Михайлов — один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
Федерико Мондельчи — современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
Марсель Мюль — французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
Чарли Паркер — американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
Мэйсио Паркер — американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
Фаусто Папетти — итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
Сигурд Рашер — немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
Бен Уэбстер — американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
Маргарита Шапошникова — профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России.

Медиапроигрыватель
Time
Медиапроигрыватель
Авторизируйтесь
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Погода
Яндекс.Погода
Курсы валют
Анонсы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Ваше музыкальное направление
Всего ответов: 162
Jazz.ru

MANIFEST © 2024 jazz Dnepr