Мара́кас или мара́ка (исп. maraca) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас» (мужской род, единственное число) или «маракасы» (мужской род, множественное число). Это связано с механическим перенесением в русскую речь испанского названия инструмента во множественном числе (исп. maracas), дополняемого сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Более правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).
Региональные названия
Считается, что слово «марака» заимствовано из языка индейцев тупи-гуарани, обитавших на территории современной Бразилии. В разных областях Латинской Америки, помимо основного варианта названия, используются и другие обозначения мараки:
альфандо́ке (исп. alfandoque), каранга́но (исп. carangano) и хера́са (исп. geraza) — в Колумбии;
ассо́н (фр. asson) или ча-ча́ (фр. tcha-tcha) — на Гаити;
ба́по (порт. bapo) или карка́ша (порт. carcaxa) — в Бразилии;
дадо́о (исп. dadoo) — в Венесуэле;
мару́га (исп. maruga) — на Кубе (название относится в основном к металлическим маракам);
наси́си (исп. nasisi) — в Панаме;
сонья́ха (исп. soñaja) — в Мексике;
уа́да (исп. huada) — в Чили;
чинчи́н (исп. chinchín) — в Гватемале;
ша́к-шак (англ. shac-shac) — на острове Тринидад (Тринидад и Тобаго).